«Я не считаю себя поэтом, потому что мне не нравится это слово — поэт. Считайте меня гимнастом на трапеции».
Вклад Боба Дилана в общечеловеческий капитал переоценить трудно. Будучи автором – исполнителем, «гимнастом на трапеции», культовой фигурой в рок музыке вот уже на протяжении пяти десятилетий, он прокладывает собственную борозду, ведет свою музыку туда, куда он хочет, И ждет, когда мы догоним его. Построив мост между традиционной американской и поп культурами, между фолк-музыкой и рок-н-роллом, Боб пережил те времена, когда мировая публика неистово создавала из его фигуры нового идола. И остался Бобом Диланом. Видимо, к тому моменту он себе уже все доказал.
По масштабу славы и влиянию на сердца и умы, его можно поставить рядом с Пресли и Битлз. У Дилана были те же музыкальные корни, но дорога к славе , его цели, по крайней мере, в начале карьеры были совсем другими. Боб Дилан родился 24 мая 1941 года в городе Дулуф (Duluth), штат Миннесота. Затем семья переехала на север Штатов, в Хиббинг. Здесь в конце 50-х он организовал в своей школе ансамбль и пел, удивительно ловко подражая Литтл Ричарду. Но интерес к року уступил место фолку, музыке студенческих баров и молодежного протеста. Он увлекся Вуди Гатри и стал мечтать о переезде в «мекку» фолкисполнителей – нью-йоркский Гринвич Вилледж, чтобы самому стать стоящим фолксингером.
В 1962 году мечта его почти сбылась: он добрался до Нью- Йорка и даже познакомился с Вуди Гатри. Уже тогда он обращал на себя внимание: курчавые волосы, кепи, губная гармошка, закрепленная прямо на гитаре и… невероятная прямота исполнения. Он играл в резкой, необычной манере. Скрежещущий звук его гармошки был зеркальным отражением его холодного, сердитого, скрипучего голоса. Многим его исполнение казалось настолько атональным, что они вообще не считали его творчество музыкой. Но были и другие меломаны – в итоге их оказалось большинство – они находили интересным сочетание голоса Боба, его текстов и музыки.
Все изменилось с выходом альбома «FREEWHEELIN BOB DYLAN» (“Свободный Боб Дилан”). В нем он выступает как автор, появление аморфное «движение протеста». Боб дал им гимн « Вlowing In The Wind» («Ответ носит ветер»). Он дал им песню протеста «Маsters Of War» («Хозяева войны»). Он дал им картину ядерного кошмара «А Hard Rain`s A – Gonna Fall” («Скоро выпадет тяжелый дождь»). Он дал им песню о любви «Girl Of The North Country” (“Девушка Из Северной Страны») и «Сorrina Gorrina”, песни о горькой любви-«Don`t Think Twice» («Не бери в голову»), «It`s All Right» («Все В Порядке») и песню, казавшуюся тогда просто бредом сумасшедшего «I Shell Be Free»(« Я Буду Свободным»).
Альбом явился откровением и во многих отношениях освобождением. Он изменил природу популярной песни, сломал ее формат и каноны : отныне песня могла быть сколь угодно туманной и загадочной. Она могла бы стать стрелой Амура или колючим шипом ненависти. Собственно, после выхода этого знаменательного альбома тексты Дилана стали назвать поэзией. Рок ушел далеко вперед по сравнению с ранними «примитивными» годами и Дилан активно расширял диапазон жанра: от пропагандистских и документалистских заявлений – апогеем этой фразы был альбом «The Times They Are Changing» («Времена. Они Меняются») с его страшным предостережением, обращенным к родителям и властям, в заглавной песне – в альбоме «ANOTHER SIDE OF BOB DYLAN» («Еще Одна Сторона Боба Дилана») он пришел к очень личным и не столь политическим высказываниям. Он шел так быстро, что многие не поспевали за ним. Те, кто когда-то видел в нем нового Вуди Гатри – левые интелектуалы, составлявшие зрелый костяк движения протеста – были озадачены и даже раздражены такими песнями, как «Мotopsycho Nightmare» («Мотопсихозный Ночной Кошмар» из альбома «ANOTHER SIDE»(“Другая сторона”), где дала о себе знать сюрреалистическая черта дарования Дилана. Она еще ярче проявилась в следующем альбоме «ВRINGING IT ALL BACK HOME”(“Возвращая все это домой”) – «Subterranean Homesick Blues» («Подпольный Ностальгический Блюз»). Это настоящее словоизвержение, пулемётная очередь образов, что предлагает десятки идей и заставляет слушателя затаить дыхание и задуматься.
Дальше – несметное количество новых дисков с самыми разными составами: от акустики до электроники, новые эксперименты, нескончаемые поиски себя вплоть до глобального всецелого преображения своей внутренней сущности. Еще пронзительнее, еще искреннее, еще прямее…
«Я всегда был певцом — может, и только. Иногда недостаточно понимать, что слова означают, иногда мы должны еще знать, чего они не значат. Вроде как: что значит не знать, на что способен человек, которого любишь. Все распадается — особенно весь этот аккуратный порядок правил и законов. Наш взгляд на мир — он и есть то, что мы есть. Посмотрите на этот мир из красивого садика — и все покажется веселеньким. А заберитесь повыше — и вам откроются грабеж и убийство. Истина и красота — в глазу смотрящего. Я давно уже бросил пытаться все вычислить».
Вот так упорно, настойчиво Боб творит свою непостижимую вселенную, и делает это уже много лет. Мы можем попасть туда погостить и даже пожить там какое- то время, слушая летопись Боба Дилана, что он писал в поиске своих ответов.
В фильме «Шоу века» («Masked and Anonymous») Пенелопа Крус все объяснила Папе Римскому и Махатме Ганди: «Обожаю его песни, потому что они не точные. Они совершенно открыты для толкований». Как лучшие книги, написанные богами и людьми.
В Риме 29/06/2015 Боб Дилан и его оркестр на сцене комплекса Терм Каракаллы.