Искусство однотонных изображений возникло еще в древности. Но чтобы проникнуть в тайну этого явления, стоит дождаться конца XVIII века, когда в Риме, с уходом Менгса и Боттони, не стало ни яркой художественной школы, ни гениального ее главы, и в живописи того времени, похоже, не происходило ничего заметного. Тогда малоизвестные сегодня мастера расписали в Ватикане по заказу папы Пия VI потолок длинной галереи, где и теперь пылятся дорогие ковры.
Кто сегодня помнит имя Бернардино Нокки, Доменико дель Фрате или Антонио Марини? Эти виртуозы монохромной иллюзии остались лишь в памяти специалистов и историков. Кто теперь обращает особое внимание на потолок в галерее шпалер, когда следует по ней ускоренно в сторону Сикстинской капеллы в Ватикане? Те счастливцы, которые задержатся тут, чтобы насладиться головокружительным эффектом иллюзии, выполненной в технике гризайль. Сколько бы разум не утверждал, что потолок гладкий, а поверхность нарисована, глаз и сердце не верят, и утверждают, что видят вполне осязаемый скульптурный объем. Виртуальная реальность XVIII века.
А те немногие, кто задержатся еще ненадолго, чтобы рассмотреть, о чем повествуют затейливые иллюзорные фигуры, получат в наследство от римского папы Пия VI величественный рассказ. Сами императоры Тит, Траян и Адриан здесь, чтобы засвидетельствовать свое почтение папе – заказчику. Теперь нет сомнений, что героические добродетели Пия VI достойны имперских подвигов, хотя сам он мирный законодатель и добрый гений прекрасных искусств.
Задуман этот план как помпезная программа реформ мудрого правителя и неутомимого покровителя красоты папы Браски. Не известно, озознавал ли Пий VI, что спустя несколько лет он отправится во французский плен, чтобы умереть на берегу Роны вдали от могилы апостола Петра. Папа Браски был умный человек и прекрасно понимал, что вселенская власть викария Петра утекает из его рук много быстрее, чем дни из его жизни.
Но Пий VI был неутомимый рыцарь красоты, который, зная что все невечно, без устали украшал шатающийся трон. И время показало, что старался он не зря. В Ватикане на потолке галереи сохранилась программа его реформ, которая в результате революционных событий превратилась в его завещание потомкам. Если вы в Ватиканских музеях, не спешите и задержитесь в галерее шпалер по дороге в Сикстинскую капеллу, чтобы рассмотреть завещание папы Пия VI в монохромных тонах.
Взирая на этот потолок, отчетливо понимаешь, что гризайль это не техника изображения, не жанр, а целый мир особого виртуального искусства, который может обернуться чем угодно: рисунком, акварелью, а если хотите, она превратится в фантастическую иллюзию.