Что такое МИФ – слишком реальная выдумка или чересчур выдуманная реальность? C таким вопросом мы на пороге Дворца Альтемпс / Palazzo Altemps – одиного из многих римских музеев – необычайного и непростого.
Роскошная аристократическая резиденция австрийского кардинала конца XVI века, где мало что уцелело из ее оформления. Во дворце, где нас ждут просторные залы и белые стены. Что здесь действительно сохранилось – атмосфера величия. Почти пустые комнаты удивительным образом еще наполнены воздухом времени больших имен: Альтемпс, Матвей, Людовизи. Эти могучие люди обладали не только тонким вкусом и хорошим воспитанием, еще у них была власть, и водились деньги – прекрасный повод для возрождения античных ценностей. В это время могущественный человек сознательно окружал себя безупречной красотой, для чего собирали коллекции античной скульптуры. И лучшие примеры классических представлений о жизни и идеале ждут в музее Альтемпс.
Самоубийство галла. Фрагмент оформления Алтаря в Пергаме. III – II в до н.э.
Времена поменялись, и хозяева с громкими именами покинули свой дом. Из него получился необычный музей – сегодня дворец населяют прекрасные статуи. Правильнее сказать, что они там располагались всегда, поскольку любой дворец той эпохи строился не только и не столько для того, чтобы в нем проживали люди, сколько для того, чтобы там можно было достойно расположить найденные произведения античного искусства и щедро делиться с гостями их красотой. Не все статуи располагались в этом дворец изначально, сегодня это собрание Национального Римского Музея, состоящее из коллекций больших фамилий и находок разных времен.
В этом музее почти не заметно присутствие человека: посетителей немного, а смотрители передвигаются по залам столь бесшумно, что стоит их отдельно поблагодарить. Когда зритель оказывается в пустых белых комнатах, населенных мраморными постояльцами, возникает необычное ощущение – мы в гостях у статуй. Такой визит вызывает особые вопросы: Зачем здесь собрались статуи? Почему человек запечатлел в мраморе плавные линии тела? Как они пережили смену культур, языка и ценностей?
Трон Людовизи (фрагмент). Мрамор. V век до н.э.
Очень скоро реальность приобретет особые очертания, оглянувшись, мы понимаем, что нас окружает что-то очень важное и удивительно понятное: бог войны и Афродита, Дионис и менады, непорочная Афина и прекрасный Антиной. Красивые тела, правильные черты лица и совершенно фантастическое описание, за которым мы открываем неожиданно точное представление человека о мире. Довольно припомнить имена античных богов и их истории, чтобы оказаться в заманчивом и абсолбтном мире мифов.
Не случайно миф сопровождает человека на протяжении всей его трудной и разной истории. Миф приобщает нас к тайне и становится неважно, кто «мы» – прославленный скульптор эпохи греческой классики, австрийский кардинал из рода Альтепмс, Римский Папа по фамилии Людовизи или посетитель музея. Все с легкостью находят свое место в мифическом пространстве, потому что, это наш путь к тайне, который проходит через универсальное, понятное каждому описание окружающего мира и направляется к волшебному точному знанию.
Фрагмент рельефа в египетском стиле. Мрамор. Сделана скорее всего в Риме. Эпоха Империи.
Путь к тайне человек назвал мифом. Добро пожаловать в сказку – чересчур выдуманную для реальности и слишком реальную для выдумки.
Большой саркофаг Людовизи. Битва римлян и варваров. (фрагмент). III в н.э.
Музей Дворец Альтепмс / Palazzo Altemps
Адрес: Piazza di Sant’Apollinare, 46 Rome 00186
Открыт: с 9:00 до 19.45 ежедневно КРОМЕ понедельника, 1 января и 25 декабря. Кассы закрываются за час.
Входной билет единый и действует 3 дня для входа в 4 места Римского Национального Музея (Дворец Массимо/Palazzo Massimo, Дворец Альтемпс/Palazzo Altemps, Крипта Бальби/Crypta Balbi, Бани Диоклециана/Terme di Diocleziano). Стоимость: € 7,00, дети до 18 лет – бесплатно. в случае проведения временных выставок возможно увеличение стоимости билета на € 3,00. Каждое первое воскресенье месяца вход БЕСПЛАТНО.
ДРУГИЕ ПОСТЫ НА ЭТУ ТЕМУ:
Музейные воскресенья – программа бесплатных визитов в музеи в первое воскресенье каждого месяца
Музей Массимо у Терм – одна из четырех музейных экспозиций Римского Национального Музея
Большой саркофаг Людовизи. Битва римлян и варваров. (фрагмент). III в н.э.
Юнона Людовизи. Мрамор. I в н.э.
Грандиозная группа Дионис и сатир. Мрамор. II в н.э.
Большой саркофаг Людовизи. Битва римлян и варваров. (фрагмент). III в н.э.