Церковь Девы Марии Античной – удивительное римское место, где встретились и неразрывно сплелись античность и христианство, Запад и Восток. Не часто так явно ощущается дух времени становления христианских традиций, ведь уходит это время в далекие темные века. Особенно радостно, что этот уникальный памятник прекрасно отреставрирован и благодаря современной технике представлен столь замечательно, что каждый пласт времени оживает и позволяет проникнуть в тайны истории человеческой культуры.
Выставка Санта Мария Антиква /Santa Maria Antiqua/ и Византия, что проходит с 17 марта по 11 сентября 2016 на Римском Форуме поистине великолепна, здесь к богатому римскому наследию успешно добавили технологии XXI века. С их помощью теперь можно проследить сложные сплетения, наслоения эпох и понять далекий от современного языка контекст.
Первые ощущения, что посещают зрителя – античные: стены монументальной постройки императора Домициана – то ли библиотека, то ли храм – словно по велению судбы идеально подошли для религиозного культа ранних христиан. Просторный атриум, зал и боковые капеллы в самые первые века новой религии превратились титулярную диаконию, которая была одним из важнейших мест христианского Рима вплоть до разрушительного землетрясения 847 года.
За разрушением история принесла время заброшенности, когда здесь уединялись монахи, потом эту церковь покрыли другие храмы. В эпоху барокко здесь высилась заметная церковь, которую не постеснялись разрушить, чтобы добыть на свет уникальный памятник раннего христианства, что сегодня можно увидеть благодаря этой выставке.
Перед зрителем словно страницы гигантской книги разворачиваются легенды и истории каждого культурного слоя. А таких за два столетия здесь мы насчитаем целых семь.
Первые ощущение античного присутствия сменяются еле уловимым в истории временем, когда произошло слияние былого императорского величия и набирающего мощь христианства. Рядом здесь мы найдем мраморные бюсты византийских монархинь и образы Богоматери в одеяниях императрицы, они словно вторят друг другу. Центральный образ выставки – одна из редких икон раннего христианства Богоматерь с младенцем. Она перенесла землетрясение и была помещена в новую церковь Марии Новой, основанную после гибели Марии Античной. И теперь через полторы тысячи лет в торжественной религиозной процессии икона была возвращена на свое исконное место.
Потом последуют 200 лет бурных событий, живописные слои на стенах церкви невероятно живо передают их смысл: римский папа Святой Мартин I ослушался византийского императора, тогда впервые в Риме появилась вооруженная охрана, за свою дерзость Мартин I был казнен императором. А милейший папа Григорий VII, грек по происхождению, перенес папскую резиденцию с латеранских окраин на императорский Палатинский холм.
В эпоху папы Святого Захария папский двор окончательно поворачивается с востока на запад и, передавая свою безопасность из рук императора в руки новой силы – королей, готовит почву для раздела мира на католический и православный. Папа Святой Павел I ведет безуспешные переговоры с Константинополем против иконоборчества, отстаивая изображения в храмах, именно он покрывает всю церковь невероятно живыми сценами из Ветхого и Нового Завета.
Сильно поврежденные фрески лежат на стенах различимыми слоями, но имеющий ключ к прочтению образов зритель сможет здесь проникнуть в беспокойную атмосферу становления христианства, в сложные пересечения исторических событий VI – VIII веков, которые отразились в чутком на изменения художественном языке эпохи. Эти двести лет словно мост: от греческого языка до латыни, от византийской монументальности до эллинистической раскованности, с Востока на Запад.
Сегодня, благодаря колоссальной работе проделанной реставраторами, и современным технологиям светопроекций, которые позволяют реконструировать утраченные части, зритель на выставке получит самое яркое впечатление о времени: выделяя бородатого персонажа, очень похожего на античного Эскулапа в капелле христианских святых-врачевателей, старательно разглядывая шесть слоев живописи длинной в несколько столетий, в частной часовне богатого заказчика или на неожиданной встрече с «прекрасным ангелом», прозванного так за неотразимый облик, созданный неизвестным мастером в неизвестное время.
Эта выставка, идеально организованная с точки зрения подачи сложного и богатого материала – уникальное событие в современной христианской культуре, важное по смыслу и глубине впечатлений.
Выставка работает ежедневно на Римском Форуме. Для ее посещения необходимо приобрести входной билет, который включает в себя посещение колоссальной археологической музейной зоны: Палантин, Форум и Колизей
Археологическая музейная зона открыта с 08.30 до 17.30/летом и до 15.30 /зимой.
Стоимость входного билета – 12 евро/взрослый. Дети до 18 лет – бесплатно.
И ПРИЯТНО, что каждое первое воскресенье каждого месяца вход на Римский Форум – БЕСПЛАТНЫЙ.
Посещение выставки очень удобно совместить с прогулкой по римской античной истории. На плодотворное знакомство с выставкой понадобится полтора часа. И что очень приятно в условиях летней римской жары – в помещении работает кондиционер. Поэтому рекомендовано использовать возможность посетить выставку после знакомства с Форумом и Палантином.
Если вы планируете подробное изучение археологической зоны, на такую программу уйдет порядка трех часов, вместе с посещением выставки. Если экскурсионная программа планируется в один день, то на прогулку по Колизее стоит добавить еще час. Удобно, что единый билет на Форум, Палатин и в Колизей действует два дня, и если вы не любитель перегруженной экскурсионной программы и жары, то посещение Колизея можно сделать в другой день. Бонус, что не придется стоять в очереди за билетами в самый посещаемый музей мира: в Колизей вход с билетами расположен отдельно и занимает некоторое время только на проверку безопасности.
ПОСТЫ НА ЭТУ ТЕМУ:
Античный Рим – загадочный мир! – экскурсионная прогулка по античной истории