Сегодня не часто после посещения выставки, где прошли незаметно нескольких часов, хочется снять шляпу и аплодировать создателям идеи. Вернее целых трех идей, что оказались по воле случая или по гениальной задумке единым организмом, невзирая, что названия, темы и география выставок предлагают с трудом обозримый горизонт.
Три выставки в одном дворце, три лика XX века.
Выставочный дворец – большое экспозиционное пространство, где, покупая один билет можно позволить себе «три в одном», но даже в Риме не часто встретишь столь гармоничное согласие и взаимное дополнение каждой из представленных тем. В этот раз – именно такой случай, поэтому для удовольствия и пользы нам потребуется только один входной билет и достаточно времени: каждая из трех выставок предлагает ценный, разнообразный и редкий материал.
В занимательном передвижении по выставочному пространству от темы к теме, от страны к стране, в итоге пазл за пазлом собирается цельная картина: Новеченто, известный как XX век. Но насколько он нам известен? Вот какой вопрос возникает, когда начинаешь неторопливое перемещение по залам: «Россия в пути», «Импрессионисты и модернисты» и «Дольче вита?» –очень частные, неповторимые, но незаменимые черты своеобразного портрета прошлого столетия.
На этих выставках присутствует время, в котором я – и полагаю, многие из тех, кто читает эти строки – родилась, жила и сегодня я несу этот век с собой и в себе.
«Лицом к лицу. Лица не увидать», – подметил Есенин, один из великих сынов этого самого века. Промотав в повседневности неповторимый и жестокий, ужасный и прекрасный XX век, мы наивно полагаем, что уже все о нем знаем. Стоит оказаться в Выставочном Дворце в Риме до середины декабря этого года, чтобы развеять самообман. Прошлый век неожиданно разный, но невероятно цельный, и это ясно ощущаешь, переходя из монументального русского зала в пространство воздушного импрессионизма или декоративных идей итальянской «сладкой жизни».
Каждый из нас что-то читал по советской истории, многие восхищались смелостью Ваг Гога и изобретательностью Пикассо некоторые, возможно, задумывались о декоративном образе, что создает Италия в первую половину прошлого столетия. Но только единицы увидели в этом стечении стран, дат, имен и стилей – собирательный образ XX столетия. Признаю, я не была в их числе, пока не оказалась на выставке, вернее сказать на выставочном триптихе, где три столь разных темы, оказались тесно связаны единством времени.
Григорий Шегаль. На эскалаторе. Московский метрополитен. © Художественный музей Алтайского края, Барнаул
После неторопливого путешествия по залам всех трех выставок у меня возникло цельное и яркое впечатление (на итальянском impressione и французском impression– откуда родилось название стиля импрессионизм) «сладкой жизни» и неизбежного светлого будущего. И не беда, что мы все еще в пути.
Андрей Плотнов. До свидания, земляне. ©Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), Москва
И когда, после этого замечательного путешествия в прошлый век, в кафе Выставочного Дворца под открытым римским небом я писала эти строки, вдруг словно из вечности настойчиво зазвонили колокола церкви по соседству. Стена дворика, где уютно спрятались барные столики, оказалась базиликой Святого Виталия/San Vitale, что располагается на почти на 7 метров ниже современного Рима, то есть согласно глубине своей истории, что идет с V века. А тогда уровень города был гораздо ниже, чем в блистательном XX веке, так живо представленного в выставочных залах Дворца. Поистине, Вечный город неповторимый и непостижимый.
Колокола Базилики Святого Виталия в Риме from Ira Sokolova on Vimeo.
Входной билет € 12,50 позволяет посетить ВСЕ выставки Дворца.
Для детей 7-18 лет € 6,00, дети 6 лет и младше имеют бесплатный вход.
Дворец открыт, все дни КРОМЕ ПОНЕДЕЛЬНИКА: 10:00 до 20:00
В пятницу и субботу 10:00 до 22:30
Закрыт в понедельник
Via Nazionale, 194, 00184 Roma, Италия
+39 06 3996 7500
Добраться сюда легко: пешком 5 минут от метро Республика/Reppublica линия А/linia A, красная ветка, либо на автобусе по маршруту 40, 64, 70
ПОСТЫ НА ЭТУ ТЕМУ
ПОСПОРИМ О ВКУСАХ. “ТРИ ЛИКА ОДНОГО СТОЛЕТИЯ” – авторская интерактивная программа на материале трех выставок