В Риме, я постоянно нахожусь вне времени, чувствую кожей плотность каждого мгновения, наполненного событиями прошлого, сиюминутного и возможного будущего.
Пересечения времен ощущается во всем, в повсеместно встречающихся обломках храмов и дворцов, в том как, буднично выглядит соседство шумной средней школы и развалин золотого дома Нерона, в том как пожилые респектабельные дамы пьют свой утренний кофе в парке, где ночуют бездомные: все смешано, но одновременно строго разграничено.
Можно день за днем, например, проходить мимо ничем не примечательной церквушки, солнце палит и хочется скорей проскочить мимо, стремясь к следующей тени. И как это удивительно, чуть только ты полюбопытствуешь, зайдешь, все еще скептически настроенный, бросишь взгляд на убранство, отметишь пару деталей, насладишься прохладой и вот, уже готов уходить, дочитывая страничку скупого путеводителя, спустишься на пару ступенек вниз, и больше ты никогда не пройдешь мимо церкви святого Клемента со спокойным сердцем. Каждый раз оказываясь рядом ты будешь чувствовать как тротуар, линия трамвайных путей, дома и улицы исчезают и ты проваливаешься на 20 метров под землю, где в одну секунду растворяются тысячелетия, а ты стоишь на узкой улице древнего Рима.
Спускаясь по лестнице в подземелье церкви Сан Климента, мир привычный перестает существовать, если повезло с компаньоном, знающим толк в истории, то 3D кино тебя больше не впечатлит. Герои фресок, выхваченные из темноты неверным светом редких фонарей, оживают и говорят с тобой, рассказывая свои истории. Грешница ли Феодора, императрица византийская строго смотрит прямо перед собой представляя собой Богородицу или фреска-диафильм Житие Алексия, или святой Клемент, на его фреске и вовсе можно найти итальянскую брань средних веков “Fili dele pute, traite. Gosmari, Albertet, traite. Falitedereto colo palo, Carvoncele”. Бесценный лингвистический артефакт соседствует с могилой Кирилла, того самого, ответственного за славянскую письменность.
Ступеньки вниз отсчитывают столетия и спускаясь ниже из X века, ты попадаешь в античный Рим. Двигаясь, как в ретроспективе все ниже и глубже во времени, постепенно разматывая пленку истории до самого, почти, основания города. Вот ты стоишь в типичном римском доме, слышно как шелестит подземная река и проводя рукой по кирпичной кладке, будто касаешься прежнего хозяина этого дома. Кто же ты на этой римской улице? Чем отличаешься от того, кто здесь жил, любил, ненавидел, боролся, сдавался?
В этот момент можно потерять ориентацию и ощущение пространства реального, вспомнить,что над тобой стоят две церкви, ездят машины, трамваи, озабоченные мозолями, голодом или жаждой, толпятся суетливые туристы, спешат по своим дела нынешние жители Рима. Поворачивая в следующий коридор, вздрагиваешь от неясного шороха и твой взгляд упирается в новое пространства – храм Митры.
Здесь можно отчетливо представить, как вокруг алтаря, на каменных скамьях рассаживались адепты культа, картинки версий проходящих здесь мистерий, одна за другой заполняют сознание, а ноги уже сами несут тебя наверх. Но я точно знаю, что вернусь сюда снова, а сейчас хочется присесть на обломок некой античной колонны, в аккуратном средневековом дворике церкви, озаренный солнцем и вернуться назад, в настоящее, в реальность.
Хотя, что есть реальность, когда ты почти, осознал почему этот город называют вечным. Реальность воли императоров,строивших и завоевывавших новые земли, ежедневную суету граждан Города, неумолимость религии и служащих ей адептов, бесстрашие воинов, отчаяние рабов, смертельную гордость и надежду гладиаторов – реальность ничем не отличающаяся от той, что материальна сейчас. Вечность – это целостность времени и здесь, в Риме, мимоходом зайдя отдохнуть в прохладу маленькой церкви, ничего не подозревающий турист может стать философом.