Вот современный человек, к примеру, такой как я, слегка образованный картезианец, что не от слова Святой Бруно, а от слова философ Декарт – как все перемешалось. Вот такой человек приходит в Пинакотеку Римского Папы, богатую святыми образами, не чтобы верить, а чтобы узнать о том, как это было, когда «верили».
Мудрец (как часто бывает, увы, не помним его славного имени) сказал: “Мы, не умеющие любить, влюбляемся в любящих, и мы, неверующие, верим в тех, кто верит”. Признаю, «убывание божественного присутствия» в наше время с невероятной силой ускорилось, как впрочем ускорилось и все остальное. Мы слишком быстро живем, чтобы успеть поверить.
Джунтa Пизано (?). Франциск Ассизский. Фрагмент. Пинакотека, Ватикан
Признаю, сегодня даже образованный человек с трудом “читает” в картинках то, когда-то легко “читали” люди, которые никогда не ходили в школу. Почему святой воитель обмахивается веером, Богоматерь сидит на полу, а Святой Николай подглядывает за девицами? В голове у грамотных неверящих теперь неразрешимые вопросы, на месте которых в головах у неграмотных верующих являлись святые образы.
Джентиле да Фабриано. Деяния Святого Николая. XIV век. Пинакотека, Ватикан
В дремучие темные века мучительно рождалась новая красота – не совсем физическая и совсем нематериальная. Трудно пришлось “первым” ее творцам, когда поссорилась красота внешняя с красотой внутренней, решили они больше не жить нераздельно вместе в человеческом теле и в разлуке каждая из них пошла своим путем.
Симоне Мартини. Спаситель благославляющий. Фрагмент. XIV век. Пинакотека, Ватикан
Первые два зала Ватиканской Пинакотеки, куда мы отправляемся, чтобы удивиться живописным умениям европейца в XII – XIV веках, носят условное название залы “примитивов”. Называем мы так святые образы в музеях за «неумелость» первых живописных мастеров, или в честь того, что они первыми являли миру незримую духовную красу, которую мудрые греки веками прятали за красотой телесной?
Пьетро Лоренцетти. Христос перед Пилатом. Фрагмент. XIV век. Пинакотека, Ватикан
Иконы XII-XIII веков, перенесенные римскими папами из церквей для начала в библиотеку, а позднее в первый зал Ватиканской Пинакотеки (зал «примитивов»), не получается назвать примитивными: сложная живописная техника, золочение и ювелирная чеканка, потрясающая сохранность живописного слоя и досок. Многое художнику того времени приходилось преодолевать впервые: следовать строгому канону и изобретать иконографическое разнообразие, экспериментировать с изобразительными инструментами и решать религиозные споры.
Амброджио ди Бальдезе. Отравление святого. Конец XIV века. Пинакотека, Ватикан
Только одну задачу долго не брал на себя ни один христианский художник: даже самый смелый из гениев не решался тогда помирить духовное добро с телесной красой. Постигая все глубже божественную премудрость, человек средневековья в тайне о себя самого все больше тосковал по земной красоте. Но вот на Западе наступил XIII век – расцвела экономика, выросло образование и возликовала культура – и католическая живописная традиция положила начало пути, по которому двинулись навстречу друг другу, шаг за шагом преодолевая разлуку, добро и красота. Лоренцетти и Мартини сиенскими красками расписали убедительное пространство Джотто, за ними потянулись живописцы сказочники из Фабриано и художников было не остановить.
Липпо Ванни. Триптих. Фрагмент, XIV век. Пинакотека, Ватикан
Образы XIII и XIV века во втором зале в Ватиканской Пинакотеки уже не именуются иконами – это алтарные образы и это настоящая экспериментальная мастерская художника Высокого Средневековья на Западе. Или это уже Протовозрождение? В стремительном движении земной красоты навстречу духовному добру так и не получилось провести границу. Обсудим в пятницу!
Франческо ди Джентиле. Мадонна с младенцем и бабочкой. Деталь, XIV век. Пинакотека, Ватикан
Подробнее о встречах Ватиканские вечера
ДРУГИЕ ТЕМЫ В ВАТИКАНЕ
Египетский круг: жить, чтобы умереть, чтобы жить в Григорианском египетском музее
Совершенное тело в идеальное музее – античная скульптура в галерее “Новое крыло”
“Земля мне чужда, небеса недоступны» – живопись XV века в Пинакотеке