lovingrome

Римские каникулы с Ирой Соколовой

Римские каникулы
с Ирой Соколовой

Готический зал

В 2018  специальное открытие Готического зала в закрытом монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме: 30 апреля/ 1, 2, 31 мая / 1, 2 июня/ 3 июля /25, 26 сентября / 23, 24 октября /27, 28 ноября

Прогулка предполагает специальное открытие комплекса и строго ограниченное число участников, поэтому заявку с указанием контактных данных для связи необходимо послать заранее по почте sokolova-ira@bk.ru.

Прогулку мы начнем визитом в капеллу Сильвестра – там нас ждут секреты удивительной «кухни», где вершились рецепты католического могущества. В Готическом зале обсудим значение квадривиума и ремесел-символов в разные месяцы года, сосчитаем созвездия и воодушевимся добродетелями воинствующей церкви в рыцарских одеждах. Пожалеем потоптанного Александра Македонского и порадуемся за вознесенного Святого Иеронима. Эта встреча позволяет не только восхититься яркой палитрой средневековых безымянных мастеров, удивиться изобретательности фантазии того времени, но открывает перед нами уникальную возможность пообщаться с реставраторами, которые обнаружили эти фрески два десятка лет назад — нас ждет живой рассказ из первых уст о чуде открытия и о труде реставратора.

Рим полон удивительных секретов и многие из них до сих за печатью недоступности. Уникальный комплекс фресковой живописи XIII надежно спрятан на территории монастыря закрытого типа, что делает бесподобные фрески почти недосягаемыми для взора. Идущий – осилит дорогу, ищущий обретет искомое.

Монастырский комплекс Четырёх Венценосных Святых — место необычной красоты и незабываемой истории. На периферии столицы имперского Рима, неподалеку от Амфитеатра Флавиев буквально из античной постройки вырастает один из ранних христианских храмов. Церковь получает посвящение сразу четырем святым с короной.

С историей святых нет абсолютной ясности, то ли они были солдатами, то ли каменотесами. Но кем бы ни были, они пострадали за веру.  Как говорит традиция, если были они мастера по мрамору, то ценой жизни за правду новой христианской веры отказались из этого материала высечь идола. Их именем и прославлен огромный монастырский комплекс, включающий в себя действующую церковь, сильно измененную в XVI-XVII веках по правилам Триденского Собора во вкусе красиво-назидательного барокко, как и многие постройки, которые сегодня занимает женский монастырь августинок, полностью отказавшихся от контакта со миром светским.

Внешний облик построек несет на себе суровую печать загадочного времени, что часто именуют Средние Века. Кирпичные стены высотой до неба, несокрушимые башни и мраморные колонны — наследие римских античных построек.

Громадный комплекс, что и сегодня пугает своей строгостью, был создан в то время, когда строили грубо, но надежно. Это церковь – замок, в котором обитал могущественный Стефано Конти. И не случайно по этой улице пролегали важные в средневековой Европе религиозные и политические дороги.

Мы оказались в эпохе боевой доблести и дипломатического ума, власти, совести и веры – в  удивительном времени божественного присутствия в жизни каждого человека от простого живописца до римского папы. Об этом времени много споров и, возможно, те, кто не видел Готического Зала, могут поверить, что эти века были «средними». XII-XIII века самое «центральное» время для Европы. Это время – «кузница», где формировался европейский монарх. Это время — «кухня», на которой составлялись действенные рецепты могущества католической церкви. Очень вероятно, что именно в Готическом зале были заложены многие основы и сформированы неоспоримые ценности.

Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме.  Фото ©Coleggio Lamaro Pozzani

Все совпало: время и люди. Так к середине XIII века римская суровая крепость-храм обретает свое трепетное «сердце»: капеллу для молитвы и торжественный зал для переговоров и судебных заседаний. Обитатель замка Стефано Конти не жалеет средств и приглашает лучших мастеров. Как жаль, что у нас не осталось их имен. Но даже безымянными они остаются совершенными гениями.

Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. Месяц май. Деталь. Фото ©il libraio

Нет сомнений, что капелла и зал были задуманы как единое целое. Не случайно эти два пространства расположены одно над другим и соединены прекрасно функционирующим слуховым трубопроводом. По официальной версии для того, чтобы, не отрываясь от судебных дел, вкушать милости мессы, что вершится в капелле.  Но похоже, что было удобно, не прерывая милости проповеди в капелле, слышать ход судебного заседания в Готическом зале, особенно, если оно секретного характера.

Христос на троне. Капелла Сильвестра в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. 

Капелла Сильвестра была расписана как раз в то время, когда Римский Папа вынужден был покинуть Рим. Не удивительно, что истории капеллы повествуют о том, как в далеком IV веке Папе Сильвестру пришлось скрываться и прятаться на высокой горе. И заболел император Константин, и вмешались в дела небесные покровители апостолы Петр и Павел, и закончились все беды и болезни вручением тиары папе Сильвестру. Пока еще не трехэтажной, а по мнению живописца того времени все больше похожей на восточный колпак. Белого коня под уздцы ведет сам Константин, на нем едет Папа Сильвестр в тиаре. Император Константин здоровый и счастливый, а его мать Святая Елена уже на пути в Иерусалим.

Император Константин вручает папе Сильвестру тиару. Капелла Сильвестра в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. 

Случайно ли, что в капелле – впоследствии именованной именем папы Сильвестра —  работают мастера добротные, но не лучшие? Рисунок «по-детски» неуклюжий, цвета все больше терракотовые, палитра не богатая, пространство — плоскость. Может быть, как считают некоторые исследователи, эту работу выполняли мастера мозаичисты, привыкшие к иной пластичности. Может быть непревзойденные живописцы были в то время заняты росписью Готического зала?

Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. Месяц май. Деталь.  Фото © Copyright 2015-2016 – Claudia Viggiani

Торжественный зал для судебных заседаний назван Готическим совершенно условно, поскольку от этого стиля здесь присутствует не более чем форма сводов, вопреки имени все еще тяготеющих к романским пропорциям. Живописный цикл на стенах зала — это удивительный результат труда пытливого ума, живой фантазии и высокого мастерства. В пространстве зала нашли себе место все самые важные истории: удобный быт и высокая вера, наука и миф, фольклор и искусство, воинственность и милосердие.

Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. Месяц Март. Деталь. Фото  ©KUNST

Каждый месяц в календаре занят своим делом: колбасу начиняют в январе, а фиги собирают в августе. Каждому времени года полагаются персональные ветры. Над всем житейским торжествуют небесные созвездия, а основа у быта — науки квадривиума.

При входе в Готический зал сразу поражает триумфальная цветовая гамма: красный кармин, малахитовый зеленый и синий ультрамарин. Бесконечно интересный диспут в красках между календарными месяцами и квадривиумом, битва между добродетелями и пороками.  Победно шествуют по залу колесницы Солнца и Луны, нашлось и место непобедимому Митре, и мудрый Соломон как нельзя уместен в судебном зале.

Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. Месяц Январь. Фото © Fabio Tibolo

Не повезло Александру Македонскому — по моде того времени Великий Император символизирует пороки, и потоптан Добродетелью Богобоязненности, на плечах которой уютно уселся Святой Иероним — первый переводчик Библии на латынь.

Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. Добродетель Богобоязненности. Фото  ©KUNST

Нет сомнения лучшие мастера работают здесь: изысканный рисунок и пластика, глубина пространства и красивые лица, самые дорогие краски и свобода кисти. Александр Великий потоптан очаровательной ножкой Добродетели в одеждах средневекового рыцаря, а лицо ее столь прекрасно, что поневоле соглашаешься с приговором.

Нет могущества без веры, как нет веры без могущества. Может быть в то время зенита загадочного Средневековья судебный зал не мог функционировать без капеллы. Быт, власть и вера оказались неделимым целым.  Поэтому сначала мы отправимся в капеллу Сильвестра, узнаем почему Константин Великий не пожалел тиары для римского епископа, после чего  нас ждут яркие краски Готического зала с его уникальным комплексом почти 800 квадратных метров  средневековой фрески.

Император Константин ведет под уздцы коня папы Сильвестра. Капелла Сильвестра в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме.

Нас ждут настоящие открытия! Зачем в капелле Сильвестра установлена мраморная запись о закладке капеллы, а Готический Зал – как условно назвали это пространство в наше время — не только не оказался упомянут, но был спрятан на многие столетия безызвестности за слоем цветной штукатурки? Случайно ли этот комплекс оказался с XVI века суровым закрытым монастырем? И кто нам открыл этот уникальный памятник не более чем пару десятков лет назад? В Готическом зале обсудим значение квадривиума и ремесел-символов в разные месяцы года, сосчитаем созвездия и воодушевимся добродетелями воинствующей церкви в рыцарских одеждах. Пожалеем потоптанного Александра Македонского и порадуемся за вознесенного Святого Иеронима.  Эта встреча позволяет не только восхититься яркой палитрой средневековых безымянных мастеров, удивиться изобретательности фантазии того времени, но открывает перед нами уникальную возможность пообщаться с реставраторами, которые обнаружили эти фрески два десятка лет назад —  нас ждет живой рассказ из первых уст о чуде открытия и о труде реставратора.

Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. Добродетель Любовь Небесная. Деталь. Фото © Copyright 2015-2016 – Claudia Viggiani

Прогулка предполагает специальное открытие комплекса и строго ограниченное число участников, поэтому заявку с указанием контактных данных для связи необходимо формировать заранее по почте sokolova-ira@bk.ru .

Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме.  Фото ©Icona Immagine di Dio

 

На заставке фото: Готический зал в монастырском комплексе Четырех Венценосных Святых в Риме. Месяц март. Фото ©il libraio

Ира Соколова

Ира Соколова

Генератор ИДЕИ, автор статей и фотографий, писатель и переводчик с итальянского. Родилась в Санкт- Петербурге, а теперь живу в Риме - самом невероятном месте на планете. Я - счастливый житель Вечного города и его лицензированный гид Подробно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *