lovingrome

Римские каникулы с Ирой Соколовой

Римские каникулы
с Ирой Соколовой

Муссолиниана. Том 2. Из Пантеона в Колизей

«Опять Империя! Снова Рим!». Вторая прогулка цикла: «Мусcолиниана. Назад в будущее!»  В римском квартале ЭУР нас ждет визит во Дворец Конгрессов (специальное открытие) и Дворец Итальянской Цивилизации (обзорно, без посещения внутри) .

20 февраля 2019 начало в 14:30,  продолжительность 2 часа

Стоимость: 10 евро + 1 евро наушники

ОЧЕНЬ ВАЖНО: необходимо подтвердить участие по почте sokolova-ira@bk.ru  — количество мест ограничено, и визит во Дворец Конгрессов  требует регистрации каждого входящего, поэтому для бронирования необходимо предоставить заранее личные данные: фамилия имя и дата рождения. 

А.Либера. Дворец Конгрессов, театр. Рим, ЭУР. 1939-1954

Итак! Стиль империи не стремится вам понравиться. Он, в принципе, не интересуется вашим мнением. Он тихо делает свою подпольную работу по тотальному преобразованию вашего мировоззрения.  

В первом томе «Муссолинианы» было:  по приглашению  «Приятных прогулок» Яны Акуловой в  незабываемой атмосфере мы гуляли в римских кварталах эпохи фашизма. Ориентация первого тома поместилась на оси «Сила — Вера»: мы  поговорили о «расхлябанном» фашизме, вспомнили о неизбежных причинах блистательного альянса диктатуры и церкви, посчитали его стоимость. 

Муссолиниана, Том 2. «Опять империя! Снова Рим!». Теперь время поговорить о стиле. Наша очередная «Приятная прогулка» пройдет по оси «квадратный» Пантеон — «Квадратный Колизей» в квартале ЭУР. На этот раз она предлагает уникальную возможность посетить Дворец Конгрессов (Квадратный Пантеон) по специальному открытию залов дворца и Дворец Итальянской Цивилизации (Квадратный Колизей), который мы обозрим только снаружи. Во втором томе мы познакомимся поближе с самыми удивительными сооружениями архитектуры XX века. 

Г.Гверини, Е. Лападула, М.Романо. Дворец Римской Цивилизации.  Рим, ЭУР. 1939-1942

Могущество римской империи по прежнему манит и будоражит. XX век! И опять «поход на Рим», как это делали диктаторы. Снова хищные нападения на слабых, как это делали завоеватели. Опять «хлеба и зрелищ», как этого требует народ. Снова имперский Рим, как этого требует стиль империи.

Наша история всегда повторяется, но никогда не повторяет сама себя. Как известно принцип подражания и принцип преобразования реальности – издревле спорят за право на истину. Но стиль империи ставит на службу оба этих принципа, чем и и формирует третий — принцип создания совершенно новой действительности. 

А.Либера. Дворец Конгрессов, Рим, ЭУР. 1939-1954

Стиль империи непременно и искусно подражает успешным диктаторским моделям: не стоит выдумывать велосипед, важно, чтобы нам казалось «теперь все как добрые былые времена». Поэтому опять и снова в Риме строят Пантеон и Колизей. Однако, имперский стиль станет действенным только если, обретя историческую почву под ногами безжалостно преобразует прошлое до неузнаваемости — будем строить Колизей квадратным, а купол нового Пантеона подвесим как металлический парус.  Стиль империи не интересуется нашими знаниями по истории и нашими эстетическими предпочтениями.  Он планомерно создает свою индивидуальную стилистику, которая призвана обновить нашу действительность, которая она в свою очередь возьмется за формирование «нового» человека — то есть будет «переделывать» нас.  

Г.Гверини, Е. Лападула, М.Романо. Дворец Римской Цивилизации.  Рим, ЭУР. 1939-1942

Эпоха Муссолини — крайне противоречивое время, наполненное трагическими событиями и важными явлениями. Не зря мы по инерции именуем «эпохой» этот период в истории. 20  каких-нибудь лет создают свой стиль — он узнается, будоражит и оказывает влияние. 2 том Муссолинианы «Снова Империя! Снова Рим!»  — о том, как и из каких элементов и явлений сложилась эта «адская машинка»: немного римской истории и много войны, немного души и много рассудка, немного творческой свободы и много «расхлябанного» фашизма. Италия бессердечно завоевывает, в то время как итальянские художники изобретают новую никому неведомую архитектуру. В этих условиях стиль империи ваял беспрекословную «рациональность». Случайно ли, автор идеи новой архитектуры не построил ни одного здания, но погиб молодым на войне? 

А.Либера. Дворец Конгрессов, Рим, ЭУР. 1939-1954

Прогулку мы начнем с визита во Дворец Конгрессов — редкий проект Адальберто Либера — единственного, среди архитекторов ЭУР, из семерки активных создателей принципов «рациональной» архитектуры. Основоположнику достался только один заказ — остальные его идеи оказались невостребованными диктатурой.

А.Либера. Дворец Конгрессов, купольный свод.  Рим, ЭУР. 1939-1954

Благодаря специальному открытию залов дворца, обычно закрытых для публичного посещения, мы сможем проникнуть во самое сердце «рациональности» и «побыть» в ней, примерить ее на себя: мерный ритм совершенно прозрачных лестничных пролетов, металический купол, легкий как парус, белый мраморный театр «одиночества» в небесах, столь любимый кинематографом XX века и пустующий подиум для квадриги «Победы Фашизма». Ретивых коней квадриги сваяли уже после войны и спрятали, сегодня они, свободные от «Победы» и ее колесницы «пасутся» в частном саду. Особенно интересно оказаться внутри — Дворец Конгрессов единственная постройка в проекте ЭУР42, что сохраняет в интерьере немногие фрагменты художественного оформления, которые были начаты до войны. Они помогут нам вообразить, какой разноцветной задумывалась новая столица. 

После визита во Дворец прогуляемся по оси «Пантеон — Колизей», заметим, что оба «квадратные». Эта ось подчеркивает идею преемственности новой столицы Муссолини, которая не только не хуже Рима императоров, но даже претендует на превосходство. Посмотрите: угловые аркады с безжалостностью метронома отсчитывают ритм. Светильники  — от лучших дизайнеров. Пронзительно белый  мрамор и теплый римский травертин. Наша цель впереди: известный незнакомец — «Квадратный Колизей». Кличка вышла честной. Официальное название этого здания «Дворец Римской Цивилизации», который был спроектирован как павильон международной выставки. Но в действительности Дворец задуман как культовый «олимп» Муссолини, где, намеренно попирая великих предшественников, именно Дуче призван короновать собою «Римскую Цивилизацию». 

Как и полагается «олимпу», он по прежнему неспешно парит над цивилизацией. Насладимся панорамой и спросим: 

Случайно ли идея проведения международной выставки ЭУР 42 возникла за год до объявления Империи, и вот — уже готов план новой столицы, как и надлежит в империи, построенной строго по военному плану?

Случайно ли только несколько зданий из гигантского комплекса были возведены в эпоху Муссолини — среди них «квадратный» Колизей? 

Случайно ли «квадратный» Пантеон завершают после войны, не меняя его плана? 

Случайно ли созданный стилем империи «олимп» теперь занимают стилисты торговой марки «Фенди»?

Все не случайно, ведь «олимп» никогда не пустует! 

А.Фуни. Дворец Конгрессов.  Рим, ЭУР. 1939-1954. Живописное панно в интерьере, фрагмент. 

 

Ира Соколова

Ира Соколова

Генератор ИДЕИ, автор статей и фотографий, писатель и переводчик с итальянского. Родилась в Санкт- Петербурге, а теперь живу в Риме - самом невероятном месте на планете. Я - счастливый житель Вечного города и его лицензированный гид Подробно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *