lovingrome

Римские каникулы с Ирой Соколовой

Римские каникулы
с Ирой Соколовой

Озеро утопии

Крохотный уединенный и ухоженный уголок Рима, куда специально, вероятно, ехать не стоит. Но во время прогулки по кварталу ЭУР/EUR, непременно стоит сюда заглянуть. Во-первых, потому что это красиво! Так что первого — как повод — уже достаточно.

Бенито Муссолини не отличался ни тонким вкусом, ни серьезным образованием — человек со скромными представлениями о красоте и минимальной тягой к прекрасному.  Он имел непреодолимое влечение к грандиозному масштабу и хороших советчиков, которые прекрасно разбирались в истории империй, каковых в Риме было достаточно, и подсказали новому вождю вести себя не хуже императоров. А императоры, как известно, любили сады.

В проекте новой столицы третьего Рима, во главе которого Муссолини видел себя — так, чтобы не хуже императора Августа — непременно заметное место занимали искусственные озера, зеленые прогулочные зоны и фонтаны. В рамках фашистской реставрации старой части города Раффаэле де Вико – садовый архитектор Муссолини  — привел в порядок многие сады эпохи Возрождения (в то прекрасное время сады были в большом почете, как и у императоров).

А новую столицу, чтобы не потеряться в величии громадной истории, Дуче основал на пустыре за пределами старого города – сегодня этот квартал носит имя международной выставки ЭУР/EUR, которая так и не состоялась в 1942 году. Выставка не случилась по причине войны, в которую Италия вступила в 1940. Новая столица новой империи не пригодилась, по причине крушения имперских замашек в 1943. А вот идея прекрасного сада пережила смену власти, и сегодня в этом крохотном парке все как у императоров.

По довоенному плану зелени и фонтанов должно было быть заметно больше – только в квартале ЭУР/EUR планировали восемь парков — но даже то малое, что оказалось реализовано – совершенно прекрасно!  Удивительно, но планы городских построек времен Муссолини, в отличие от его идей перестройки мироздания, пережили смену режима. И многие проекты были закончены после войны, часто теми же архитекторами, но уже в сильно укороченном «формате» финансирования.

Крохотный парк на искусственном озере ЭУР/EUR открыт ежедневно с семи утра до восьми вечера.  Найти вход не просто, поскольку нужно обойти с одной из сторон островок, в центре которого громоздиться Дворец Спорта/PALASPORT, а по сторонам тихо никуда не текут воды искусственного озера, построенного по правилам симметрии и с учетом пропорций. Не удивительно, что в кривых водных зеркалах мы разглядим все постройки вокруг, послушно спроецированные на трепетную поверхность.

Этот рукотворный остров был задуман как монументальная театральная сцена, не случайно он оказался почетно опоясан широким проспектом, что в эпоху фашизма гордо носил имя Имперский. Сегодня проспект носит имя Христофора Колумба, а живописную перспективу загромоздили полезные постройки послевоенного времени.

Только внимательные узрят за ними на горизонте вертикаль обелиска или громаду Собора Петра и Павла.  На месте несостоявшегося Дворца Света и Воды, оказался скучный стеклянно-металический Дворец Спорта. А триумфальную арку – как у императоров – придется фантазировать, поскольку она планировалась в двести метров высотой и выпадала полностью из представлений человека послевоенного времени о формате бесполезных, но торжественных построек.

Фото: © www.iloveroma.it 

По плану получалась заразительная картинка: здесь мы — в центре новой столицы новой империи и нового мира, за спиной Вечный город, а впереди — море. Полагаю, это могло впечатлить.  В свете истории гуманизма как мировоззрение фашизм, вел себя отвратительно, но эта диктаторская утопия сумела создать свой незабываемый и стильный образ.

Цветовая гамма продумана и лаконична: здесь только синий – это небо, белый – розы и облака, зеленый – трава. Все остальные цвета радуги неуловимы, они разбросаны в хрустальных каплях,  что несут по полукругу ровные, словно по циркулю, дуги фонтанов. Чистая и понятная картинка — все по геометрии Евклида, здесь треугольник мы никогда не спутаем с кругом.

В этом зеленом микромире точности вертикальные линии оспаривают первенство у горизонтальных, а мягкие полукружия кокетничают с острыми угольниками.  Рафаэлле де Вико – гений зеленой архитектуры Рима, что привел в порядок почти все парки в этом городе – здесь проявил себя как истинный классик, прекрасно владеющий магией пропорций по рецептам великих греков. В этом парке нет элегантных статуй и вычурных украшений, и редкие лавки из травертина в стиле фашистского минимализма не смеют нарушить несуетливый ритм вечности.

Фото: © www.iloveroma.it 

КАК ДОБРАТЬСЯ

На метро, линия В (синяя) — станция ЭУР ПАЛАСПОРТ/EUR PALASPORT оттуда 5 минут пешком 

 

ПОСТЫ НА ЭТУ ТЕМУ

Все в сад! — о римских парках, садах и садиках с любовью

ПОСТЫ о квартале ЭУР/EUR 

ЭУР. Совершенный город в Вечном городе — фото вернисаж

Художник и Город. Римский квартал ЭУР — фото вернисаж

Стиль Империи — тематическая прогулка по Риму

Ира Соколова

Ира Соколова

Генератор ИДЕИ, автор статей и фотографий, писатель и переводчик с итальянского. Родилась в Санкт- Петербурге, а теперь живу в Риме - самом невероятном месте на планете. Я - счастливый житель Вечного города и его лицензированный гид Подробно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *